Житие мучеников

Мученики Гурий, Самон и Авив (III — начало IV в.) — наиболее известные сирийские святые, сведения о которых сохранила восточнохристианская традиция. 

Во время гонений на христиан при императорах Диоклитиане (284–305) и Максимиане (305–311) в городе Эдессе (ныне Урфа, Турция) были схвачены два друга, христиане Гурий, прозванный за аскетический образ жизни «воздержанником», и Самон. 

На предложение принести жертву богам святые ответили решительным отказом, исповедав свою веру во Христа.  

По приказу римского правителя Гурия и Самона, связанных друг с другом за руки, с камнем, привязанным к ногам, оставили висеть несколько часов, а после пытки отправили в тесную темницу, где святые провели около 3 месяцев (по сведениям Арефы Кесарийского, в заключении мученики провели много лет, за что были названы исповедниками). 

Когда их вновь привели к правителю, Гурий был изможден заключением, поскольку был значительно старше Самона, который выглядел еще крепким, поэтому его вновь подвергли истязанию, повесив вниз головой. На следующий день по приказу правителя мученики были обезглавлены за городом. Их тела погребли христиане.

Много лет спустя в Эдессе жил диакон по имени Авив. Во время гонений императора Лициния (320-324 гг.) на него поступил донос с обвинением в распространении христианства, и по приказу императора Авив был арестован. Правитель города пытался склонить его к принесению жертвы языческим богам, но, не добившись успеха, приговорил к сожжению. 

После казни христиане, в числе которых были мать и родственники Авива, нашли его тело неповрежденным и похоронили в одной гробнице с пострадавшими ранее  Гурием и Самоном. 

Мученичество этих святых пришлось на один день с разницей в несколько лет.

Совместное почитание трёх святых возникло очень рано. Исследователи датируют сирийские тексты “Мученичества” временем до 360 г., поскольку подвиги трёх святых были воспеты в одной из гомилий преподобного Ефрема Сирина, а позже в похвальном слове сирийского богослова Иакова Саругского (451-521 гг.).

После смерти святых совершались многочисленные чудеса с теми, кто с верой и любовью призывал их себе на помощь. 

Так, однажды один воин-гот, посланный на службу в Эдессу, взял в супруги благочестивую девушку Евфимию. Её мать София привела супругов в церковь Гурия, Самона и Авива и на их могиле заставила гота поклясться в верности Евфимии и любви к ней, что он и сделал. 

По окончании службы в Эдессе он взял Евфимию с собой и возвратился на родину. Оказалось, что он обманул ее: на родине у него была жена. Евфимия стала его рабыней. Много издевательств и унижений пришлось претерпеть Евфимии. Когда у нее родился ребенок, то ревнивая готчанка отравила его. Евфимия обратилась с молитвой к святым мученикам – свидетелям клятвы обманщика, и Господь избавил ее от страданий и чудодейственно перенес в Эдессу, где она встретилась с матерью. Через некоторое время клятвопреступника вновь послали на службу в Эдессу. Гот явился в дом Софии на правах зятя и рассказал, что дочь ее здорова, родила мальчика и они живут счастливо. Тогда София вывела к нему невредимую Евфимию, и готу пришлось во всем сознаться. Его признание было записано и передано властям, по приказу правителя он был обезглавлен.

Благодаря этому чуду сирийские мученики стали считаться покровителями семьи и брака, к ним обращаются также за помощью в семейных неурядицах. Им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою». 

О существовании церкви во имя мучеников в Константинополе и о наличии в ней мощей святых сообщает Антоний, архиепископ Новгородский, в описании своего паломничества (1200 г.). 

В 1613 г. упоминается придел во имя мучеников в церкви Спаса на Сенях в Московском Кремле. В конце XVII в. придел, посвященный трем сирийским мученикам, был воздвигнут при храме прор. Илии в Ярославле.

В Православной церкви память святых совершается 15 (28) ноября.